Андрей Яковлев, руководитель группы отдела автоматизации мониторинга и рисков IBS, рассказал CFO Russia, какое место должна занимать система внутреннего контроля (СВК) в бизнес-процессах компании, и поделился рекомендациями для компаний, планирующих автоматизировать СВК.
Что собой представляет автоматизированная СВК?
Автоматизация процессов системы внутреннего контроля — это перевод действующей в компании СВК на цифровую платформу. Это необходимо для повышения эффективности системы и нивелирования факторов, сдерживающих дальнейший рост и развитие СВК.
Какое место должна занимать СВК в современных бизнес-процессах компании?
В современных реалиях необходимо пересмотреть место системы внутреннего контроля в бизнес-процессах. СВК должна быть органично вплетена в структуру служб, связанных с управлением рисками. Для перехода на курс устойчивого развития СВК необходимо распространять на смежные области: соблюдение экологических норм, социальное развитие и защита прав в трудовом коллективе, и иные вызовы, с которыми сталкивается компания.
Какими рекомендациями вы бы поделились с компаниями, планирующими автоматизировать процессы СВК?
Самое главное — сформировать целевое представление СВК. Такое, которое соответствует стратегическим целям компании в перспективе минимум пяти лет. Это позволит заложить фундамент для дальнейшего развития СВК, решения возникающих вопросов и вызовов. Сосредоточившись только на решении текущих тактических вопросов, можно не учесть ряд важных моментов. И в итоге – столкнуться с ограничениями по использованию системы в ближайшей перспективе.
С какими вызовами могут столкнуться компании при развитии СВК? С помощью каких инструментов и подходов можно справиться с подобными вызовами?
Пожалуй, остановлюсь на двух основных моментах:
Во-первых, необходимо исключить наличие конкуренции за сферы влияния в компании между подразделениями, связанными с управлением рисками. Хороший инструмент для этого — подход «трех линий». Он позволяет четко распределить ответственность и зоны влияния между подразделениями и службами, избежать дублирования функций и при этом добиться полного покрытия всех бизнес-процессов СВК. Важно, чтобы взаимодействие строилось по принципу единой экосистемы, которая позволяет получать синергетический эффект от качественного взаимодействия служб.
Во-вторых, после первоначальной автоматизации процессов СВК дальнейший рост эффективности, как правило, связан с ростом количества автоматических контрольных процедур и переходом на непрерывный мониторинг процессов. Это позволяет повысить эффективность функционирования службы и качественно изменяет процессы СВК.